МЕЦЕНАТСТВО НА РУСИ

«Меценатство» – термин, обозначающий благотворительную, покровительственную деятельность и помощь всем, кто в ней нуждается. О первом меценате, чье имя стало нарицательным, известно немного. Гай Цильний Mеценас жил в Риме в 1 веке до н.э.,  был близким другом и влиятельным советником императора Октавиана Августа и принимал  деятельное участие в устроении государства и упрочении власти. Кроме того, материально поддерживал талантливых, помогал просвещению и просветителям, стремился достижения культуры и искусства превращать в достояние общественности. Таким образом, слово «меценат» впоследствии вошло во многие языки как символ бескорыстного служения науке, искусству, просвещению  -  всеобщему народному благу.

 На Руси благотворительная деятельность началась с принятия христианства, учреждения церковной организации, возникновения монастырей, т. е. с рубежа Х-XI вв.

До середины XVI в. христианская благотворительность была, главным образом, личной, частной. Подавая милостыню нищему или  передавая средства монастырю, благотворитель – князь или боярин – делал это для того, чтобы самому стать выше духовно, обеспечить себе место в вечной жизни, благодаря молитвам тех, кому он оказал помощь.

Императорская власть со временем начала формировать  своеобразную  моду на  благотворительность, всячески поощряя любые ее проявления со стороны дворянства и купечества. В частности, целый ряд благотворительных обществ в стране был создан женами губернаторов. Так, по инициативе М. С. Сабининой в 1867 г. образовалось «Общество попечения о раненых и больных воинах», которое в 1879 г.  было переименовано в «Российское общество Красного Креста» и действует до сих пор.

А  подлинный расцвет филантропии наступил во второй половине XIX в.   и был связан с частной благотворительностью купечества и нарождающегося нового класса российских предпринимателей. Начало  было положено императрицей Екатериной П , которая своим указом от 1781 г. разрешила частным лицам с императорского дозволения открывать благотворительные заведения.

 Славные имена российских меценатов до сих пор у нас на слуху и упоминаются потомками с благодарностью и уважением.  Хорошо известна фамилия купцов и заводчиков Демидовых. Так, Порфирий Демидов вложил свыше миллиона рублей на учреждение Воспитательного дома в Москве, 1,5 миллиона – на содержание коммерческого училища в Петербурге, 100 тысяч – на народные училища.

 Павел и Анатолий Демидовы построили в Петербурге вторую в Европе детскую больницу и  дом престарелых, получивший название «Демидовский дом призрения трудящихся». Одновременно Павел Демидов учредил ежегодную премию Академии наук за достижения в области науки, техники, искусства.
       Граф А.С.Строганов на свои средства собрал обширную библиотеку, ставшую со временем одной из лучших  в Европе. Его родственник Е.Г.Строганов  открыл в Москве школу технического рисования, известную поныне как Строгановское училище. Князь Д. М. Голицын финансировал строительство в Москве Голицынской больницы (сейчас - Первая Городская больница). К. Т. Солдатенков регулярно вносил пожертвования в фонды Румянцевского музея и Московского университета, давал средства на другие общественные цели. В своем завещании он  распорядился выделить 1 млн руб. на строительство ремесленного училища и 1,2 млн руб. на постройку больницы.

Потомки с благодарностью вспоминают всех тех, кому сегодняшняя Россия  обязана сохранением культурного наследия прошедших веков. Мы не вправе забыть имя  Саввы Ивановича Мамонтова,   оказывавшего покровительство П. Антокольскому, М. Врубелю, А.Васнецову и Ф.Шаляпину. По заказу Анатолия Демидова Карл Брюллов написал одно из величайших полотен  в русской живописи  - «Последний день Помпеи». Благодаря М. К. Тенищевой было создано Училище ремесленных учеников, открыто несколько начальных народных школ;  совместно с И.Репиным ею организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.  Братья В. и  А. Бахрушины безвозмездно выстроили в Москве  здание для Театра Корша (ныне  Театр наций).

Особое место среди русских предпринимателей-меценатов занимал Павел Михайлович Третьяков, превративший дело служения национальной культуре в главную цель своей жизни и видевший в этом миссию, возложенную на него Провидением. Он поставил перед собой четкую и определенную задачу – создать общедоступную галерею национальной живописи, с честью решил ее и преподнес свою уникальную коллекцию городу Москве. А шедевров в ней  на момент передачи было немало: коллекция включала 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров.

И это еще далеко не полный список патриотов и граждан России, которые оставили величайший след в истории нашего  Отечества и меценатства.